Леон Инденбаум

1890 1981
(Belarus) 1890 /   (France) 1981

Отец Леона Инденбаума, басонщик, рано умер. Разные члены семьи занимались воспитанием его пятерых детей, оставшихся сиротами. Леона воспитывал дед, известный переплётчик.

До 13 лет Леон изучал древнееврейский язык. Затем учился работать по дереву в ремесленной школе. Директор заметил его работу и помог ему получить стипендию на обучение в художественном училище Одессы. Там он работал по дереву и глине. Недолго проучился в школе прикладных искусств Антоновского в Вильнюсе.

Инденбаума завораживали рассказы о Париже и о художественной обстановке французской столицы. С помощью одного инженера из Вильнюса он приехал в Париж в   1911 году и устроился у Мещанинова в Улье. Сначала жил на третьем этаже рядом с Шагалом, затем перебрался в мастерского Воловика.

В 1911-1919 годах изучал скульптуру в мастерской Антуана Бурделя в академии Гранд-Шомьер. Бурдель симпатизировал Инденбауму и называл его «мой жеребёнок». В 1912 году три скульптуры Инденбаума были представлены во время Салона Независимых. В этот период он подружился с Модильяни, которого сначала приютил у себя, а потом помог ему снять смежную мастерскую.

Жак Дусе, известный модельер и коллекционер, стал первым меценатом Инденбаума. В период до наступления банковского кризиса 1929 года Леон изготовил для него множество панно. Также он делал скульптуры для декоратора Коара и для модельера Поля Пуаре. Работал для братьев Жоржа и Марселя Бернаров - банкиров и коллекционеров, которые быстро разорились вовремя кризиса 1929 года.

В 1925 году Инденбаум выставил во время Салона Независимых две скульптуры: бюст девушки и скульптуру лежащей женщины. Эти работы имели огромный успех у критиков. Леон Инденбаум был малообщителен и не любил публичности. Он работал в отдалении от публики и полагал, что творцу слава должна быть безразлична, и он не должен позволять светским условностям поглотить себя.

Во время Второй мировой войны Леон скрывался. Многие из его работ исчезли или были уничтожены. После войны Инденбаум продолжил работать, ведя скромную жизнь. Умер он в доме своей дочери в Опио в Приморских Альпах.

Léon Indenbaum

1890 1981
(Belarus) 1890 /   (France) 1981

Léon Indenbaum’s father was a lace dealer who died prematurely. Different members of the family took care of his five children. Léon was raised by his grandfather, a popular art book binder.

Léon Indenbaum went to the heder until he was thirteen years old. He then studied at a traditional school, where he learned how to work the wood. His director noticed his talent and offered him a scholarship to study at the School of Fine Arts in Odessa. There, he worked the clay and carved wood. He then studied at the Antonolski Art School in Vilnius.

He was fascinated by the stories that he heard about the artistic atmosphere in Paris. With the help of an engineer from Vilna, he arrived in Paris in 1911 and settled at Mietschaninoff’s studio at La Ruche. He lived at the second floor, near Chagall’s studio, and then moved to Volovick’s. 

From 1911 to 1919, Léon Idenbaum studied sculpture under Antoine Bourdelle at the Grande Chaumière. Bourdelle liked him and called him “my young protégé”. In 1912, three of his sculptures were exhibited at the Salon des Indépendants. At that time, he made friends with Modigliani. Indenbaum hosted the latter before helping him settle in the adjoining studio.

Léon Indenbaum’s first patron was the famous fashion designer and collector Jacques Doucet. He produced several panels for him until the crash of 1929. He also created sculptures for the decorator Coard and for the couturier Paul Poiret. He also worked for the brothers Georges and Marcel Bernard, bankers and collectors, until they were ruined in the crash of 1929. 

In 1925, he exhibited with success two sculptures at the Salon des Indépendants, a young woman’s bust and a woman lying down. Léon Indenbaum was not much sociable and hated advertisement. He worked discreetly, and believed that an artist should not care to be famous and should not be distracted by society life.

During World War II, he hid from the Nazis. Many of his works disappeared or were destroyed. Following the war, Indenbaum continued to work and remained discreet.

He died at his daughter’s house in Opio, France.