Эли Надельманн

1882 1946
(Pologne) 1882 /   (Etats Unis) 1946

Эли Надельман родился в многодетной семье со средним достатком. Семья поддерживала его в желании изучать искусство и музыку с юных лет. Его отец был ювелиром.

В 1899-1901 годах Надельман учился в Академии изящных искусств Варшавы. В 1902 году отправился в Мюнхен. Там он посетил Глиптотеку, где заинтересовался классическими греческими скульптурами. Зарабатывал на жизнь сатирическими рисунками.

В 1904 году приехал в Париж и связался с авангардными движениями. Записался в Академию Коларосси. Поселился на авеню Мен на Монпарнасе. Гертруда Штейн написала поэму "Эли Надельман". В 1905-1908 годах выставлял свои работы на выставке Общества независимых художников и на Осеннем салоне.

В 1909 году галерея Druet организовала его первую персональную выставку. Лео Штейн купил множество работ Недельмана. Годом раньше он познакомил Пикассо и Надельмана. Среди друзей Надельмана были Аполлинер, Бранкуси и Мондриан.

В 1911 году Паттерсон-Гэллери в Лондоне организовала выставку скульптур Надельмана. Коллекционер Хелена Рубенштейн купила все его работы и стала его меценатом. Она заказала ему скульптуры и барельефы для своего дома в Лондоне.

Его вторая персональная выставка в Париже и его участие в Armory Show в 1913 году обеспечили ему мировое признание. 

Во время объявления войны в 1914 году Эли Надельман эмигрировал в США благодаря помощи Елены Рубенштейн (в 1927 году он получил американское гражданство). Он пользовался поддержкой видных людей искусства, среди которых Альфред Стиглиц и Бернар Беренсон. Они помогли прославить его творчество.

В 1920 году Надельман женился на Виоле Фланнери, богатой наследнице. Они коллекционировали народное искусство и в 1925 году построили музей Народного искусства в Ривердейле (Museum of Folk and Peasant Arts). 

Великая Депрессия 1929 года раздавила Надельманов и финансово, и морально. В 1937 году она продали коллекцию своего музея New York Historical Society. Надельман отошёл от общественной жизни и отказался выставлять свои работы. 

Его последняя персональная выставка прошла в галерее Молодой Берхейм в Париже в 1930 году. Через пять лет рабочие, которые должны были переделать его мастерскую, уничтожили множество его гипсовых скульптур и гравюр по дереву. Надельман поместил свои работы, созданные до 1935 года, в подвал своего дома в Ривердейле, где они понемногу погибали.

Эли Надельман умер в 1946 году, раздавленный долгами, подавленный и угнетённый. После его смерти в мастерской было найдено много фигурок из терракоты. Его скульптура "Man in the Open Air" ("Человек на свежем воздухе") была отреставрирована и выставлена в Нью-йоркском музее Современного искусства.

Elie Nadelman

1882 1946
(Pologne) 1882 /   (Etats Unis) 1946

Elie NADELMAN

Warsaw 1882 – Riverdale (New York) 1946

Elie Nadelman was born into a large middle-class family, which encouraged him to study art and music from a very young age. His father worked as a jeweler.

He studied at the Academy of Fine arts in Warsaw from 1899 to 1901. In 1902, he moved to Munich and visited the Glyptothek, where he took a special interest in Ancient Greek sculptures. He earned his living by producing satirical drawings.

Nadelman arrived in Paris in 1904 and mixed with the avant-garde. He enrolled in the Académie Colarossi and lived in avenue du Maine in Montparnasse. Gertrude Setin wrote a poem entitled “Elie Nadelman.” He exhibited his work at the Société des Artistes Indépendants and at the Salon d’Automne from 1905 to 1908.

The Galerie Druet organized his first solo exhibition in 1909. Leo Stein, who had introduced Picasso to Nadelman the previous year, bought several works. Nadelman also made friends with Apollinaire, Brancusi, and Mondrian.

In 1911, the Patterson Gallery organized an exhibition of his sculptures in London. The collector Helena Rubisntein bought all the works and became his patron. She commissioned him to produce statues and bas-reliefs for her house in London.

He won international recognition following his second solo exhibition in Paris and his participation in the Armory Show in 1913.

Shortly after the declaration of war in 1914, Nadelman moved to the United States with the help of Helena Rubinstein. He acquired American nationality in 1927. He was supported by important people in the art world, such as Alfred Stieglitz and Bernard Berenson, who helped promote his art.

In 1920, he married Viola Flannery, a rich heiress. Together, they collected folk art and set up the Museum of Folk and Peasant Arts in Riverdale in 1925.

The Crash of 1929 ruined Nadelman and his wife financially and morally. In 1937, they sold their museum collection to the New York Historical Society. Nadelman withdrew from society and obstinately refused to exhibit his work.

His last solo exhibition took place at the Galerie Bernheim-Jeune in Paris in 1930. Five years later, the workers who were remodeling his studio destroyed many plaster sculptures and woodcuts. Nadelman stored the pre-1935 works in the cellar of his house in Riverdale, where they disintegrated.

 

In 1946, Elie Nadelman died in debt, sad and depressed. Following his death, numerous small terracotta figurines were found in his studio. His sculpture Man in the Open Air was restored and exhibited in a retrospective at the MOMA.