Рахиль ЗАЛИТ-МАРКУС

1892 1942
(Israel) 1892 /   (Pologne) 1942

Рахиль ЗАЛИТ-МАРКУС

ШЬЕНТЕ (ПОЛЬША) 1892 – ДЕПОРТИРОВАН В ОСВЕНЦИМ В 1942

Рахиль Маркус провела детство в Лодзь. Её отец, ремесленник, поддерживал талант дочери к рисованию. Первой картиной Рахиль был портрет отца. Двоюродная сестра обучала её немецкому, польскому и французскому языкам. Как и отец, Рахиль была активисткой и вступила в БУНД.

 

В 1911 году уехала учиться в Школу Изящных Искусств Мюнхена. Познакомилась с молодыми художниками Анри Эпштейном и Марселем Слодки; позже она снова встретилась с ними уже в Париже.

 

Рахиль Маркус провела несколько счастливых лет в Берлине. Познакомилась со своим будущим мужем Юлием Залитом, модным актёром. Их отношения были наполнены страстью; Юлий покинул Рахиль и покончил жизнь самоубийством в 1916 году. В отчаянии, она уехала из Мюнхена и поселилась в Берлине. Рахиль пользовалась известностью в художественных кругах; стала членом Берлинского сецессиона и «Ноябрьской группы» («Novembergruppe»). Рахиль часто бывала в кафе «Roman», где познакомилась с Менделе Мойхером Сефоримом (настоящее имя – Шолом Яков Абрамович; «Сефорим» – это «продавец книг» на идише), «пионером» среди еврейских писателей. Шолом Алейхем также стал её другом. Рахиль находила вдохновение в их романах и рисовала их персонажей. Она сделала иллюстрации к «Fils du Hazan» Шолома Алейхема, «Fishké le tordu» Менделе Мойхера Сефорима, «Le Roi des schnorers» Израэла Зангвилла и историям «Rabbi Nahman Braslaw» Мартина Бубера. Чтобы заработать на жизнь, она давала уроки фехтования.

 

В 1933 году, с приходом Гитлера к власти, Рахиль Залит-Маркус обосновалась в Париже. Посещала кафе «Dôme»; продолжала заниматься живописью и давать уроки фехтования. В своей мастерской она принимала коллекционеров, которые интересовались её работами.

 

16 июля 1942 года Рахиль Залит-Маркус была арестована французской полицией. Её мастерская была уничтожена, и её работы так и не были найдены по сегодняшний день. 19 августа 1942 года депортирована эшелоном n°21. Убита нацистами.

Rahel Szalit-Marcus

1892 1942
(Israel) 1892 /   (Pologne) 1942

Rahel SZALIT-MARCUS

CHJENTY (POLAND) 1892 – DEPORTED TO AUSCHWITZ 1942

Rahel Marcus spent her childhood in Lodz. Her father, who was a craftsman, encouraged her talent in drawing. Rahel’s first painting was a portrait of her father. Her cousin taught her German, Polish and French. She was an activist, just like her father, and became a member of the Bund.

In 1911, she left to study at the School of Fine Arts In Munich and got in touch with the young artists Henri Epstein and Marcel Slodki, whom she later met in Paris.

Rahel Marcus enjoyed the years she spent in Berlin, where she met her future husband Julius Szalit, who was a successful actor. They had a passionate relationship until Julius left her and committed suicide in 1916. Devastated, she left Munich and moved to Berlin. She enjoyed success in the artistic circle and joined the Secession Salon and the November Group. She spent time at the Roman café where she met Mendele Mocher Sforim, also known as Sholem Yankev Abramovich (in Yiddish, Sforim means books salesperson), who was the pioneer of Yiddish literature. She also befriended Sholem Aleicheim. Her works and the characters that she painted were inspired by their novels. She illustrated Sholem Aleicheim’s Son of Kazan, Mendele Mocher Sforim’s Fishke the Lame, Israel Zangwill’s The King of Schnorrers and Martin buber’s Tales of Rabbi Nachman. She also taught fencing in order to earn her living.

In 1933, when Hitler came to power, Rahel Szalit-Marcus moved to Paris. She spent time at the Dôme café, continued to paint and kept on teaching fencing. Collectors who were interested in her painting came to see her in her studio.

 

On 16 July 1942, she was arrested by French police officers. Her studio was plundered, and her works have never been found again. On 19 August 1942, she was deported on convoy number 21. She was murdered in Auschwitz.