Зигмунд Менкес

1896 1986
(Ukraine) 1896 /   (Etats Unis) 1986

Менкес был старшим в семье из шести детей. По его собственному выражению, детство он провёл в «грустном окружении». В возрасте 16 лет он записывается в Институт Декоративных Искусств Львова, где знакомится с Альфредом Абердамом. Чтобы заработать на жизнь, он работает маляром. Параллельно он изучает технику фрески и работает на реставрации православной церкви. «В моём распоряжении был целый потолок. Я мог рисовать все, что хотел».

В 1919м году Менкес посвящает больше времени живописи и поступает в Академию Изящных Искусств Кракова. 

В 1922м году Менкес проводит год в Берлине, в мастерской Александра Архипенко, где он встречает Вейнгарта. 

В 1923м году он приезжает в Париж и устраивается на Монпарнасе, где он снимает комнату в здании, частично превращенном в отель для художников, Hôtel Médical; в течение двух лет он делит комнату с Вейнгартом. В том же здании живут: Эфрайм Манделбаум, Эжен Зак, Шагал и др.. Менкес посещает кафе Rotonde и Dôme. В 1923м году в Rotonde он встречает Леона Вейсберга, приехавшего даже без багажа, и предлагает ему на первую ночь в Париже разделить комнату в его отеле. Затем Менкес устраивается в Слодки, в бывшей мастерской «Таможенника» Руссо, в доме 2 бис по улице Перрел; когда он покидает Париж в 1935м году, он оставляет эту мастерскую Вейсбергу.

Его чувство юмора известно на Монпарнасе. В 1924м году, после поездки во Львов в  поисках финансовой помощи, Менкес знакомится с коллекционером, который поддерживает его и регулярно покупает его картины. Зигмунд Менкес с Альфредом Абердамом, Жоашимом Вейнгартом и Леоном Вейсбергом создают «Группу Четырёх». В конце 1925х годов Жан Сливински организует в Галерее  «Коронация Весны» выставку «Группы Четырёх». В ту же эпоху Менкес пишет портрет своего друга Леона Вейсберга. Менкес женится на Станиславе Теодоре Вейс, называемой Стасия. Стасия, известная своей красотой, позирует для мужа, а так же для Леопольда Готтлиба и Реймонда Канелба.

Менкес путешествует по югу Франции и восторгается регионом Тулона. В 1929м году он решает поехать в Польшу в поисках денежной помощи. В том же году он возвращается в Париж и решает остаться «любой ценой». В 1930м году он выставляется в Париже, Львове, Торонто и Нью-Йорке. В 1934м году коллекционер Поль Гийом из Жюри Выставки в Галерее Бернхейм присуждает премию работам Менкеса. Менкес не получает эту премию из-за своего происхождения и того, что у него нет гражданства. 

В 1935м году он  с сожалением уезжает в Нью-Йорк. Он три раза возвращается в Париж прежде, чем окончательно обосноваться в США в 1939м году. Он больше не покидает Нью-Йорка, за исключением нескольких поездок в Израиль и в Польшу в 1950м году.  

Зигмунд Менкес умер в своём доме в Ривердаль, штат Нью-Йорк, в августе 1986го года.

Он завещал развеять свой пепел на земле Израиля.



expertise@ecoledeparis.org
tél : 01 77 38 46 51

Sigmund Menkès

1896 1986
(Ukraine) 1896 /   (Etats Unis) 1986

After a childhood spend in what he calls “a sad environment”, Sigmund Menkes, the elder of six children, enrols at the age of 16 in the Institute of Decorative Art of Lvov where he meets Alfred Aberbaum. To make a living, he works as a house painter. At the same time, Menkes studies the fresco technique and works for restoration of orthodox churches: “I had a whole ceiling for myself and I could paint whatever I wanted.” 

In 1919, he spends more time on his painting and enrols in the Fine Arts Academy of Krakow.

In 1922, Menkes is in Berlin in the studio of Alexandre Archipenko. He meets Weingart and will stay there for a year. 

He arrives in Paris in 1923 and settles down in Montparnasse where he rents a room with Weingart in a building partly transformed into a hotel for artists, the Medical Hotel. He will stay there for two years. Many artists stayed in this hotel: Efraim Mandelbaum, Eugène Zak and Marc Chagall among others. He hangs out at La Rotonde café and later at the Dôme. Menkes settles down after Slodki in the old studio of the Douanier Rousseau at the 2 bis of Rue Perrel, in Montparnasse. His sharp sense of humour makes him popular. 

From 1924, after a quick stop in Lvov in order to get financial help, he meets a collector that supports him and regularly buys his paintings. He marries Stanislawa Theodora also know as Stasia. The beautiful Stasia sits for her husband but also for Léopold Gottlieb and Raymond Kanelba. Menkès travels in the South of France and falls in love with the region of Toulon. Yet, the hard life led in the early days convinces him to go back to Poland in 1929 to look for subsidies. He comes back to Paris on the same year but this time “to stay for good and at any price”.

From 1930, he shows his painting alternatively in Lvov, Paris, Toronto and New York. 

In 1934, the collector Paul Guillaume from the jury of the Bernheim gallery, prizes the work of Menkes. He will never actually receive the prize because of his origin and his nationality. 

In 1935, he unwillingly leaves for New York, comes back to Paris three times before 1939, year when he definitively settles down in the US. He will only leave for a few stays in Israel and in Poland in 1950. Sigmund Menkes dies in his house of Riverdale, New York State, in august 1986. His last wish was for his ashes to be spread on the land of Israel.